С 2018 года в рамках Службы ранней помощи социально- реабилитационное отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов БУ СО ВО « КЦСОН Никольского района» ведет работу по оказанию комплексной помощи и поддержки семьям, воспитывающих детей-инвалидов раннего возраста.
В отделении оборудованы кабинеты для занятий с детьми раннего возраста, созданы оптимальные условия для приближения развития ребенка
к возрастным нормативам, обучение умениям и навыкам, характерным для данного возраста. Занятия в группе ранней помощи проходят 1- 2 раза в неделю, форма занятий в группе устанавливается совместно с родителями и предусматривает индивидуальные и групповые занятия. Специалистами службы разработаны программы оказания ранней помощи. Программа «Маленькие игры в большое счастье», реализуемая психологом, предусматривает создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей. Развитие познавательной сферы, формирование навыков самообслуживания, необходимых для выполнения основных жизненных потребностей малышей строится специалистами по социальной работе по программам «Развивайка» и «Умею сам». Программа «Малыши- крепыши», реализуемая медицинской сестрой по массажу и инструктором по лечебной физкультуре, предусматривает всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, повышение двигательной активности и мобильности. В практической деятельности СРП используются следующие методы работы: арт-терапия (рисование, лепка), сказкотерапия, песочная терапия, в том числе и рисование цветным песком на световом столе, игротерапия, куклотерапия, занятия в сенсорной комнате, психогимнастика.
Специалисты Службы ранней помощи применяют диагностические обследования, с помощью шкал KID и RCDI, предназначенных для определения уровня развития ребенка раннего возраста по 6 областям: «социальная», «самообслуживание», «крупные движения»,«тонкие движения», «развитие речи», «понимание языка», дополнительных скрининговых инструментов и оценочных шкал.
При первом знакомстве с родителями специалист выясняет, что является целью их обращения, что они ожидают от программы ранней помощи, проводит комплексное обследование. На основе анализа результатов диагностики и запроса родителей, в ходе совместного обсуждения проблем ребенка, прогноза его дальнейшего развития, ресурсов семьи, определяются: основные направления, содержание, специальные условия, методы и сроки реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи. Здесь обозначаются этапы работы, задачи, методы их решения, прогнозируемые результаты, сроки их достижения, определяются сроки проведения динамических диагностических обследований, представляется алгоритм распределения обязанностей между специалистами и семьей, механизм взаимодействия специалистов, даты проведения консультаций и тренингов с родителями . В ходе анализа эффективности за истекший период соотносят прогнозируемые и реальные достижения ребенка и при необходимости вносят поправки и дополнения в индивидуальную программу.
Результатом работы специалистов Службы ранней помощи является
содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограничениями жизнедеятельности и риском появления таких ограничений, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включение ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.